«Локомотив». Интернет-выпуск #46.2014. «Нововолновая осень»: год 1990 (14.11.2014)В очередной программе из цикла «Нововолновая осень» сегодня мы вспомним год 1990-й…Внимательные слушатели «Локомотива» обратили внимание на то, что в наших плейлистах музыки 80-х было много так называемых семидюймовых синглов (обозначаемых как 7").
Сингл (от англ. Single Play record) — изначально грампластинка, на каждой стороне которой помещалась только одна музыкальная композиция. Термин «сингл» появился в 1950-е годы, чтобы обозначить различие между долгоиграющими и одно-, двухпесенными пластинками. Позже синглы также выходили на компакт-дисках и DVD.
Длительность звучания сингла составляет до пятнадцати минут, помимо этого он может содержать неограниченное количество ремиксов. Самым популярным и традиционным форматом сингла являлась грампластинка размером 18 сантиметров (7 дюймов) со скоростью вращения 45 оборотов в минуту (оттого их называют «сорокапятками»).
Во второй половине 1970-х годов появился новый формат синглов — размером 30 см (12 дюймов), однако сохранивший скорость в 45 оборотов в минуту. Развившись благодаря музыке диско, данный формат позволил не только увеличить время звучания композиции, отвечая таким образом потребности в танцевальных ремиксах, но и значительно улучшить качество звука — недостаток прежних, обычных синглов, заключался в слабом воспроизведении низких частот и возрастании уровня искажения и помех при повышении громкости звуковоспроизведения. Такие синглы стали называться двенадцатидюймовыми или макси-синглами, чтобы отличить их от традиционных синглов (те, в свою очередь, стали семидюймовыми). Макси-синглы получили распространение в жанрах танцевальной электронной музыки (диско, техно, хаус и т. д.). Как правило, вторая сторона таких синглов представляла собой ремикс на заглавную композицию.
Иногда на макси-сингле помещались по две композиции на стороне. В 1980-е годы для множества исполнителей танцевальной музыки формат макси-синглов стал основным, поэтому одновременно на обычных синглах выходили лишь урезанные версии песен с макси-синглов, так как радиостанции не могли себе позволить проигрывать целиком длинные версии. Позднее макси-синглы выпускались главным образом для диск-жокеев дискотек. Самым продаваемым синглом в данном формате в истории звукозаписи является «Blue Monday» группы New Order 1983 года (3 млн экз.). В позапрошлом выпуске мы послушали его версию 1988 года.
С начала 1990-х годов синглы на время утратили своё значение и стали выпускаться на физических носителях либо для диджеев, либо для коллекционеров, поклонников того или иного исполнителя, а также с целью заработать на любителях, скупающих все релизы. В определённый период синглы представляли интерес с точки зрения наличия на них уникальных композиций и версий, не встречающихся более нигде. Со всё более возрастающей практикой выпуска всевозможных антологий, сборников и дополненных изданий альбомов на компакт-дисках, ценность виниловых синглов резко снижается.
Однако, развитие широкополосных каналов цифровой связи привело к появлению виртуальных синглов, которые исполнители выкладывают на своих сайтах. Эти треки имеют ту же цель, что и прежние виниловые синглы: подогреть интерес публики перед выходом альбома или гастрольного турне.