Intelligent Dance Music, или IDM

Вместо вступления.

Мое опрометчивое согласие на эту статью послужило причиной перемата в свой же адрес на протяжении нескольких недель. По мере выстраивания в голове малоутешительных раскидистых паутин терминологии, которые потребуется охватить растекшейся по клавиатуре мыслью, лексикон идиоматических табуированных выражений пополнялся. Консультации знакомых айдиэмщиков, нойзеров и –корщиков лишь убеждали в том, что данные дебри мне вряд ли по зубам.

Однако, если вы читаете эти строки, значит, ваш покорный слуга все еще здравствует и все-таки собрался со смелостью дабы что-то накропать.

Intelligent Dance Music, или IDM корнями уходит в танцевальную музыку 80-90х годов, в наследство от нее и получил сбивающее с толку Dance в названии – в остальном к танцам не имеет ни малейшего отношения. Хотя бы потому, что характеризуется абстрактностью музыки и непрямым ломаным ритмом. В остальном может быть весьма многообразен, охватывая пространство от мягких эмбиентовых текстур до абразивного нойза. Вобрал в себя черты многих жанров: драм-н-бас, эмбиент, хаус, техно, джаз, musique concrete.

Музыка полностью электронная, однако во время живых выступлений некоторые исполнители разбавляют манипуляции с ноутбуком какими-либо эффектами. Возможность создавать такую музыку хоть на домашнем компьютере породила множество артистов, распространяющих свое творчество посредством Интернета. Пиратство дало самоучкам доступ к тем же программам, что используют профессионалы. Надо сказать, что Venetian S n ares или Khonnor как раз вышли из таких, а в 2002 году был основан сетевой лейбл Soulseek Records , специализирующийся на IDM .

Изначально термин был применен в 1993 году по отношению к музыкантам наподобие Aphex Twin и продукции лейбла Warp Records . Стоит заметить, что сами музыканты, которых таким образом «посчитали», название высмеяли. Что неудивительно, так как творчество многих из них не может быть вписано в рамки какого-то одного жанра.

Также для описания этого типа музыки использовались термины «electronic listening music» , «armchair techno» , «intelligent techno» , «intelli-tech» , «listening techno» , «art techno» , «experimental techno» или даже «Braindance» .

Некоторые представители : Aphex Twin aka Richard D. James aka Polygon Window, Autechre, Download, Gescom, Lusine ICL, Two Lone Swordsmen, Mu-Ziq, Squarepusher.

Далее материалы народной Википедии, известной своими границами с человеческой глупостью. Не берусь судить о достоверности – сталкиваться на практике с таким разделением в широком применении не доводилось. Поэтому тупой перевод основных моментов, может, для кого-то будет полезно.

Glitch.

Жанр электронной музыки, ставший популярным в конце 90х, часто считается поджанром IDM . Использует комбинирование звуков «натурального происхождения» вместо полностью программно-синтезированных. Сбои поцарапанных дисков, скретч виниловых пластинок, щелчки и прочие шумоподобные звучки используются для построения общего ритма. Конечно, не всегда обходится совсем без использования цифрового звука.

Поджанр, судя по определению, стоящий на стыке экспериментальной электроники, нойза и IDM. В этом стиле имеются работы у Aphex Twin, Flashbulb, Mu-Ziq, Apparat, Coil, Squaremeter, Pan Sonic.

Вот на этом бы и поставить точку, что еще писать – это слушать надо =) Ан нет, не пришел конец мучениям, тема не раскрыта. Перейдем, собственно, к направлениям, в которые углубляется IDM своими щупальцами. С одной стороны это нойз, с другой хардкор, вернее, некоторые их окрестности…

Noize.

Наверное, неправильно будет назвать это жанром музыки. Это жанр антимузыки. Ничего музыкального в принятом понимании музыки не несет. Создание целостного впечатления путем комбинирования непривычных, зачастую неприятных звуков. Напрямую к теме не относится, поэтому подробно о нем как-нибудь в следующий раз.

Powernoise.

Синоним – rhythmic noise . Среди поклонников жанра давно ведутся дебаты, равнозначны ли термины, или все же стоит их разграничить по нюансам звучания. Ратующие за разграничение отдают термин пауэрнойз лейблам Ant – Zen и Hymen , а к ритмик нойзу приписывают в основном только Esplendor Geometrico и Sonar . Одно ли это и то же, или слегка различающиеся понятия, в целом направление музыки представляет собой развитие нойза в менее абстрактную сторону, более понятную широкой публике, что позволяет ей в некоторых случаях доходить до стадии дискотечной музыки. Возросший интерес к этому направлению породил множество групп, производящих «пауэрнойз для чайников», более близкий к харш-ебм, нежели к нойзу; таких как Xotox , Terrorfakt , Noisuf – X , Soman . О качестве их музыки говорить буду отдельно в рецензионных разборах полетов, здесь отмечаю лишь, что их ценность для жанра пауэрнойз невелика. Сам термин Пауэрнойз ввел в 1997 году Noisex . Основные проекты – Winterkaelte , Converter , Imminent ( starvation ), Hypnoskull , 5 F -55, Ah Cama – Sotz , Iszoloscope , Asche , Somatic Responses , перечислять можно очень долго…

Не путать с

Power electronics.

Атональное абстрактное звучание, состоящее из экспериментов со звуками электронного происхождения, отсутствует мелодия или ритм. Основные имена – Whitehouse, Brighter Death Now, Mlada Fronta, Haus Arafna.

Hardcore .

Или Hardcore Techno , если уж по батюшке. Родом из первой половины 90х, музыка электронная, темп быстрый (в среднем 160 – 240 bpm норма), искаженные семплы, в основном прямой и жесткий ритм. Что принципиально и проводит черту между ним и IDM.

Поэтому и пишем мы не о нем. Но некоторые поджанры, относящиеся к делу, придется выделить.

Breakcore – комбинация хардкора с брейкбитом и глитчем . Главное связующее звено IDM и хардкора. Довольно размытое определение звучания, в себе может соединять элементы индастриала, джангла, хардкора, IDM . Из проектов, творивших на тонкой грани брейккора и idm , стоит упомянуть вездесущих Venetian Snares , Enduser , Xanopticon , Hecate , Sickboy .

Noizecore – из названия, в принципе, понятно, что из себя представляет. Резкая шумовая музыка с жестким быстрым ритмом. В свою очередь является звеном ближе к нойзу . Артисты: Stuntrock, ранний Squarepusher, noCore.

Industrial Hardcore, Frenchcore – местами, при совмещении бывают весьма схожи с rhythmic noise .

Terrorcore – хардкор с «ужастиковыми» семплами. К основной теме отношения не имеет. Здесь упомянут по абсурдной причине: в Википедии основным артистом сего жанра назван Combichrist . Разочарую, это неверное предположение.
© Cyber II a.k.a. Rivethead, 2007.

Popularity: 17% [?]

Комментирование закрыто.